Советы адвоката Олега Мацедонского о возмещении стоимости утраченного/испорченного багажа.

Во время путешествий может возникнуть ситуация, при которой повреждают даже самый надежный чемодан. В таких случаях ответственность за сохранность багажа несет именно перевозчик. Многие наши покупатели не возмещают ущерб от порчи/утраты чемодана в виду незнания процедуры предъявления претензии. На практике же это весьма действенный механизм, который чаще ведет к положительному результату. Мы обратились к адвокату Олегу Мацедонскому за разъяснениями по данному вопросу. Предлагаем ознакомиться с юридической консультацией о порядке возмещения ущерба в таких случаях.

Взаимоотношения пассажиров и перевозчиков в части багажа регулируются несколькими нормативными правовыми актами. Среди них:

Общие положения о возмещении ущерба от несохранности багажа во время перевозки.

Согласно положениям Гражданского кодекса перевозчик несет ответственность за не сохранность багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю.

Ущерб, причиненный при перевозке багажа, возмещается перевозчиком в случае:

  • утраты или недостачи багажа - в размере стоимости утраченного или недостающего багажа;
  • повреждения (порчи) багажа - в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного багажа - в размере его стоимости;
  • утраты багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, - в размере объявленной стоимости багажа.

Стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором. При отсутствии счета или указания цены в договоре - исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары. Для упрощения процедуры предъявления претензии рекомендую все же сохранять чеки, выдаваемые в подтверждение покупки вещей и чемоданов, соответственно.

Перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку багажа.

Рассмотрим особенности ответственности перевозчика в зависимости от вида транспорта.

Возмещение ущерба, возникшего во время воздушной перевозки.

В случае нарушения договора воздушной перевозки груза по требованию пассажира перевозчик обязан составить коммерческий акт. Он составляется при предъявлении перевозочных документов. Коммерческим актом удостоверяются обстоятельства, которые могут служить основанием для имущественной ответственности перевозчика: недостача или повреждение (порча) багажа.

До предъявления к перевозчику иска в случае нарушения договора воздушной перевозки груза или договора воздушной перевозки почты необходимо направить претензию. Претензия к перевозчику при внутренних воздушных перевозках может быть предъявлена в течение шести месяцев.

В случае повреждения (порчи) багажа при международных воздушных перевозках лицо при обнаружении вреда должно заявить перевозчику уведомление в письменной форме не позднее чем через семь дней со дня получения багажа и не позднее чем через четырнадцать дней со дня получения груза.

В случае утраты багажа претензия к перевозчику может быть предъявлена в течение восемнадцати месяцев со дня прибытия воздушного судна в аэропорт пункта назначения, со дня, когда воздушное судно должно было прибыть, или со дня прекращения воздушной перевозки.

Воздушный кодекс предусматривает также ответственность перевозчика за просрочку доставки багажа в виде штрафа в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом МРОТ за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы.

В случае просрочки доставки багажа или груза претензия должна быть предъявлена в течение двадцати одного дня со дня передачи багажа или груза в распоряжение лица, имеющего право на его получение. Указанное уведомление является основанием для составления коммерческого акта.

Возмещение ущерба, возникшего во время железнодорожной перевозки.

Устав железнодорожного транспорта предусматривает ответственность перевозчика за несохранность багажа после принятия его для перевозки и до выдачи пассажиру.

Порядок возмещения ущерба, причиненного при перевозке багажа, аналогичен порядку, предусмотренному Воздушном кодексом.

За просрочку доставки багажа железнодорожный перевозчик уплачивает пассажиру при его выдаче пени в размере трех процентов платы за перевозку багажа за каждые сутки просрочки, но не более размера платы за перевозку багажа. Пеня выплачивается на основании акта, составленного по требованию пассажира.

Возмещение ущерба, возникшего во время перевозки внутренним водным транспортом.

Согласно Кодексу внутреннего водного транспорта перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа с момента приема багажа для перевозки и до момента его выдачи грузополучателю.

Багаж считается утраченным, если не прибудет в порт назначения по истечении 30 суток после окончания срока доставки, а стоимость такого груза, багажа или буксируемого объекта подлежит возмещению. Однако если багаж прибыл по истечении указанного срока, заявитель может получить его при возвращении перевозчику суммы, ранее выплаченной ему за утрату багажа.

Порядок возмещения ущерба, причиненного при перевозке багажа, аналогичен выше указанному.

Желаем, чтобы с Вами, наш Дорогой Покупатель, не возникла ситуация, при которой Вам пришлось бы компенсировать ущерб от несохранности чемодана. Но если, все же такой момент настал, надеемся, что данная консультация оказалась для Вас полезной.